Основные документы КСК

Методические рекомендации по организации и проведению проверки использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

17.04.2015
Приложение
                                                          к распоряжению председателя
Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района
От    15.07.2014     № 33
 
 
 

Методические рекомендации по организации и проведению проверки использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

 
 
 
г. Сергиев Посад
 
 
Оглавление:
 
1. Общие положения                                                                                  3 
                                                                                       
2. Порядок организации и проведения проверки                                      5
 
3. Проверка МУП и  учреждения                                                              11
 
4. Приватизация муниципального имущества                                         13
 
5. Проверка полноты и своевременности начисления и перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в доход бюджета                                          15
 
 
 
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области, Регламентом Контрольно-счетной комиссии Сергиево-Посадского муниципального района и предназначены для использования в практической работе по организации и проведению проверки порядка использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
 
Общие положения
 
Настоящая Методика устанавливает особенности организации и проведения проверок деятельности муниципальных органов исполнительной власти и организаций, обеспечивающих поступление неналоговых доходов, а также средств от продажи муниципального имущества в бюджет муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области».
 
Перечень основных терминов и их определений, используемых для целей настоящей Методики:
 
администрирование – управленческая деятельность уполномоченных органов, связанная с выполнением функций учета и контроля за полнотой и своевременностью поступления имущественных платежей и иных неналоговых доходов в муниципальное образование;
имущественные платежи – основные источники неналоговых доходов бюджета муниципального образования, поступающие от имущества, находящегося в собственности муниципального образования, или от деятельности муниципальных предприятий;
имущественный потенциал муниципального образования – вся совокупность различного вида объектов муниципальной собственности муниципального образования, которые можно отнести к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
система внутреннего контроля – совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством проверяемого объекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения административно-хозяйственной деятельности;
муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию;
владение собственностью – одно из правомочий собственника, заключающееся в фактическом обладании имуществом, создающем для обладателя возможность непосредственного воздействия на имущество. 
Владение имуществом дает право использовать его, передавать в распоряжение другим лицам, продавать, дарить, наследовать. Границы права владения определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями;
пользование собственностью – одно из правомочий собственника, заключающееся в праве потребления имущества в зависимости от его назначения (эксплуатация имущества, получение плодов и доходов, приносимых ими, и т.п.). 
 
Право пользования означает, что пользователь получил от собственника имущества право на его пользование в течение определенного периода и на условиях, установленных собственником. Границы права пользования определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями;
распоряжение собственностью – одно из правомочий собственника имущества, позволяющее включать его в экономический оборот путем совершения таких распорядительных сделок, как купля-продажа, аренда и др. В результате распоряжения осуществляется его отчуждение, а также передача во временное владение и пользование другому лицу, в залог, сдача на хранение и др. Распоряжением прекращается, либо приостанавливается право собственности. Границы права распоряжения определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями;
неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и иные неналоговые доходы;
унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. Муниципальное унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочерние предприятия);
унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – унитарное предприятие, созданное по решению уполномоченного на то органа местного самоуправления (муниципальное унитарное предприятие); владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых ГК РФ, Федеральным законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», другими нормативными правовыми актами. Муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Движимым и недвижимым имуществом муниципальное унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные муниципальным унитарным предприятием с наруше¬нием этого требования, являются ничтожными. Муниципальное унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия;
муниципальное казенное учреждение – организация, созданная органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета  на основе сметы доходов и расходов (статья 161 Бюджетного кодекса РФ).
 
Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Согласно статье 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
 
эффективность использования имущественного потенциала муниципального образования – обобщающий показатель, характеризующийся отношением доходов, полученных от использования и распоряжения государственным имуществом муниципального образования, к средствам, вложенным муниципальным образованием на воспроизводство своего имущественного потенциала.
 
эффективность владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом – показатель, характеризующий достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного объема средств.
 
Порядок организации и проведения проверки
 
Организация и проведение проверки осуществляются в соответствии с планом работы Контрольно-счетной комиссии (в дальнейшем КСК) и на основании установленного регламента, порядка проведения и оформления результатов проверок, ревизий и обследований, проведенных КСК.
 
Организация проведения проверки является начальной стадией контрольного мероприятия и состоит из двух этапов: разработки плана проверки и предварительной подготовки к проверке.
 
План проверки служит основным руководством для проверяющего (группы проверяющих), определяет подлежащие контролю направления деятельности объекта контроля, объем, виды и последовательность контрольных процедур и является детально разработанным порядком проведения контрольного мероприятия. В плане указывается перечень проверяемых объектов, срок проведения проверки, приводится персональный состав лиц, принимающих участие в проверке.
 
Проведению проверки должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля на основе доступной информации, включая ознакомление с законодательством, относящимся к деятельности объекта контроля, в том числе учредительными документами, другими документами, определяющими процедуры его финансирования и производимые им расходы, материалами предыдущих проверок, а также принятыми по их результатам мерами.
 
Для подготовки плана необходимо предварительно определить:
полный перечень объектов проверки;
руководителя проверки и состав рабочей группы;
перечень объектов, в адрес которых будут рассылаться уведомления, а также запросы с целью получения информации, необходимой для решения задач проверки;
сроки начала и окончания проверки.
 
Основанием для проведения проверки использования имущества, находящегося в муниципальной собственности является план работы КСК, составленный в соответствии положениями и требованиями ст.ст. 266, 270 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ). 
 
Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции. Согласно статье 35 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
 
Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления, исходя из установленного порядка, непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.
 
Осуществляя права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с находящимся в муниципальной собственности имуществом иные сделки.
 
Предмет проверки определяется как целью контрольного мероприятия, так и особенностями проверяемого объекта.
 
В данном случае предметом проверки является деятельность органов местного самоуправления по законности и эффективности использования муниципального имущества соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и представительного органа муниципального образования. 
 
Предметом проверки органа, уполномоченного осуществлять администрирование сбора неналоговых доходов бюджета муниципального образования, в общем случае является исполнение им правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеющих нормативный характер: законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, Устава муниципального образования и иных законов муниципального образования, решений и постановлений представительного органа и администрации муниципального образования по следующим вопросам:
 
правовые и властные отношения, складывающиеся в процессе управления и распоряжения собственностью муниципального образования;
властные отношения, складывающиеся в процессе администрирования неналоговых доходов бюджета муниципального образования (учета и контроля поступлений в разрезе плательщиков, по территориальному расположению имущества и т.д.), а также в процессе составления и исполнения бюджета муниципального образования при казначейском методе исполнения.
Предметом проверки муниципального унитарного предприятия является деятельность унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению имуществом муниципального образования, переданным во владение и распоряжение предприятия. 
 
Предметом проверки оперативного управляющего является муниципальное имущество, переданное ему в управление на условиях договора доверительного управления, а также существенные условия указанного договора.
 
Предметом проверки приватизации муниципального имущества является соблюдение органами местного самоуправления нормативных правовых актов муниципального образования и федерального законодательства по вопросам продажи и приватизации собственности муниципального образования.
 
Цель проверки
 
Основной целью проверки органа, уполномоченного осуществлять сбор неналоговых доходов бюджета муниципального образования, является оценка выполнения им властных полномочий и функций прогнозирования, учета и контроля полноты и своевременности поступления денежных средств по источникам неналоговых доходов в условиях казначейского метода исполнения бюджета, а также оценка степени эффективности использования имущественного потенциала муниципального образования.
 
Основной целью проверки муниципального унитарного предприятия является оценка эффективности использования им муниципальной собственности.
 
Основной целью проверки хозяйствующего субъекта, имеющего в оперативном управлении имущество муниципального образования, является оценка выполнения оперативным управляющим условий договора оперативного управления, заключенного с ним собственником имущества (учредителем управления), а также оценка эффективности оперативного управления с точки зрения соблюдения интересов собственника имущества.
 
Основной целью проверки продавца муниципального имущества муниципального образования является оценка реализации им полномочий продавца, переданных собственником имущества муниципального образования.
 
Задачи проверки
 
Выбор и формулировка задач проверки должны осуществляться таким образом, чтобы их решение в совокупности способствовало достижению поставленной цели. В то же время, каждая из задач должна носить автономный характер, позволяющий исполните¬лю - участнику рабочей группы, ответственному за решение той или иной задачи, работать относительно самостоятельно, независимо от других членов рабочей группы.
 
Ниже приводятся основные задачи проверки (пообъектно). 
 
При этом указанные задачи проверки не исчерпывают полный перечень возможных вопросов, по которым может проводиться проверка. Кроме того, каждый из названных вопросов может быть в необходимой степени детализирован.
 
Проверка органа, осуществляющего Основными формами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом являются:
передача в хозяйственное ведение;
передача в оперативное управление;
передача в пользование (аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог);
приватизация.
администрирование сбора неналоговых доходов бюджета муниципального образования, может осуществляться по следующим направлениям:
оценка системы внутреннего контроля;
проверка соблюдения порядка учета имущества муниципального образования;
проверка соблюдения порядка регистрации имущества муниципального образования и права собственности муниципального образования на указанное имущество;
проверка соблюдения порядка оформления вещных прав на имущество, находящееся в собственности муниципального образования (хозяйственное ведение, оперативное управление);
проверка установленного порядка передачи в оперативное управление, в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования (в том числе по результатам торгов, аукционов, конкурсов);
проверка законности и эффективности распоряжения имуществом муниципального образования при вхождении муниципального образования в уставные капиталы хозяйственных обществ;
проверка организации учета платежей от использования и распоряжения имуществом при казначейской системе исполнения бюджета муниципального образования;
проверка достоверности учета поступающих платежей в разрезе плательщиков (на основании первичных расчетных документов);
проверка мер по обеспечению соблюдения установленного порядка перечисления платежей в бюджет муниципального образования.
С целью устойчивого повышения благосостояния населения должна обеспечиваться трансформация имущественного потенциала органов местного самоуправления в соответствии с новыми задачами. С целью недопущения распыления муниципальных активов особо актуальна ликвидация практики использования муниципальных активов при организации видов деятельности, несвойственных муниципалитетам.
Развитие публично-частного партнерства, предполагающего аутсорсинг (передачу субподрядчикам) отдельных видов деятельности и замещение муниципальных организаций частными, может также являться важным условием повышения эффективности использования муниципальных активов.
Необходимо также проанализировать работу органа в целях повышения доходов бюджета  по вовлечению в оборот неиспользуемой части имущественного потенциала. 
В частности, оценка системы внутреннего контроля включает рассмотрение организованного внутри объекта проверки и его силами надзора и проверки:
соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов;
точности и полноты учета доходов от распоряжения и использования имущества муниципального образования;
своевременности подготовки достоверной отчетности, в том числе бухгалтерской, о результатах распоряжения и использования имущества муниципального образования;
предотвращения ошибок и искажений;
исполнения приказов и распоряжений;
обеспечения сохранности имущества, находящегося в собственности муниципального образования и переданного проверяемой организации в пользование.
 
Кроме того, представляется целесообразным оценить полноту и необходимость совершенствования нормативной базы по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также взаимодействие, обмен информацией между управлениями по учету муниципального имущества.
 
Муниципальное имущество подлежит учету, в соответствии с порядком, установленным представительным органом. 
 
Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.
 
При проверке по вопросу учета имущества следует проверить: как ведется реестр собственности муниципального образования, в том числе реестр муниципальных унитарных предприятий муниципального образования, реестр хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций с участием муниципального образования, реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования.
 
При этом следует иметь в виду, что часть имущества муниципального образования передается унитарным предприятиями в хозяйственное ведение, аренду, а часть – муниципальным бюджетным и казенным учреждениям в оперативное управление без оформления права хозяйственного ведения.
 
Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника.
Согласно статье 295 ГК РФ муниципальные унитарные предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Согласно той же статье муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.
 
Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.
 
Необходимо проверить:  
 
наличие правоустанавливающих документов на имущество  (свидетельств о государственной регистрации прав хозяйственного ведения (для муниципальных предприятий, за исключением казенных), оперативного управления (для муниципальных учреждений и казенных предприятий) согласно ст. 131 ГК РФ, а также договоров оперативного управления, хозяйственного ведения, актов приема - передачи к ним, приказов о передаче имущества;
законность использования помещений, зданий сооружений;
наличие заключенных с администрацией договоров аренды земельных участков (для муниципальных унитарных предприятий, за исключением казенных предприятий); свидетельств о праве постоянного бессрочного пользования (для муниципальных учреждений и муниципальных казенных предприятий);
сравнить перечень объектов имущества, содержащихся в приложении к договорам хозяйственного ведения (оперативного управления) с данными бухгалтерского учета основных средств;
наличие в договорах хозяйственного ведения, оперативного управления указания на срок их действия (ст.ст. 216, 294 ГК РФ).
 
При проверке установленного порядка передачи в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования, необходимо проверить:
ведение реестра арендаторов собственности муниципального образования;
наличие оценки объектов аренды (в соответствии со ст.8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об оценочной деятельности в РФ»). Ввиду отказа некоторых арендаторов от подписания двусторонних соглашений целесообразен  уведомительный  характер изменения размера арендной платы;
имеются ли данные о фактических поступлениях в бюджет муниципального образования доходов от арендной платы за нежилые помещения;
осуществляется ли и какими средствами контроль полноты и своевременности перечисления арендаторами арендной платы в бюджет муниципального образования (при этом следует проверить наличие копий платежных поручений на перечисление арендной платы в бюджет муниципального образования);
какие меры принимаются к неплательщикам арендной платы (расторжение договоров аренды, обращения в арбитражный суд и т.д.);
имеют ли место факты заключения договоров аренды нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении, минуя балансодержателей;
состояние расчетов с балансодержателями;
имеют ли факты передачи в субаренду имущества без согласия собственника;
соблюдение установленного порядка передачи имущества в доверительное управление.
 
При проверке осуществления функций учета муниципальных земель и контроля арендаторов необходимо рассмотреть:
инвентаризацию  земельных участков, занимаемых муниципальными объектами;
создание предпосылок для оформления права собственности муниципального образования на земельные участки и регистрации права в Регистрационной палате: завершение государственной регистрации прав  на объекты недвижимости, постановку земельных участков на кадастровый учет;
ведение реестра муниципальных земель;
как ведется и актуализируется база данных о заключенных договорах аренды земли; 
организацию и проведение торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также наличие независимой оценки рыночной стоимости, соответствие вида разрешенного  использования целевому назначению;
продажу муниципальных земель собственникам нежилых помещений;  
 
со всеми ли МУП оформлены договоры аренды;
правильность исчисления размера арендной платы с учетом изменения кадастровой стоимости участков, соответствия вида разрешенного  использования, а также утвержденных понижающих и повышающих коэффициентов;
имеются ли данные о фактических поступлениях доходов от арендной платы за землю на счета органов федерального казначейства по учету средств бюджета муниципального образования; 
какими средствами осуществляется контроль полноты и своевременности перечисления арендаторами арендной платы в бюджет; 
какие меры принимаются к неплательщикам арендной платы;
предоставление финансовых и налоговых льгот;
производится ли взыскание пени и штрафов за несвоевременную уплату арендной платы за муниципальные земельные участки и (или) не в полном объеме;
порядок признания безнадежными ко взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
передачу права и обязанностей арендаторами третьим лицам.
 
 
Проверка МУП и  учреждений
 
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением (ст.120 ГК РФ). Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
 
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. 
 
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
 
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
 
Необходимо проверить:
 
имелись ли факты сдачи помещений в аренду хозяйствующим субъектам без возмещения ими расходов по аренде;
наличие решений собственника о согласовании сдачи в аренду муниципального имущества, наличие письменного согласования заместителя главы района, курирующего данное направление для сдачи имущества в аренду (кроме муниципальных учреждений образования);
факта сдачи имущества в аренду для целей деятельности учреждения (предприятия), при сдаче имущества в аренду для осуществления других видов деятельности необходимо выяснить вопрос о том, не влечет ли это за собой ухудшения основной деятельности и нарушения санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм;
администрирования арендной платы: соответствие расчета взимаемой арендной платы, о наличии (отсутствии) задолженности по арендной плате; о мерах, предпринимаемых учреждением (предприятием) по урегулированию задолженности, в том числе о фактах расторжения договоров аренды в судебном порядке (при наличии обстоятельств, поименованных в пп.3 п. 1 ст. 619 ГК РФ - более двух раз подряд по истечении установленного договором срока невнесение арендной платы);
имелись ли факты сдачи оборудования в аренду, а также факты продажи оборудования, мебели, инвентаря, средств оргтехники и других материальных ценностей, в том числе по сниженным ценам и без соответствующего разрешения собственника и без оформления этих операций по бухгалтерскому учету (для муниципальных учреждений).
В процессе анализа эффективности управления муниципальным имуществом, закрепленным за унитарным предприятием, используются такие показатели деятельности предприятия, как:
объем выпуска продукции, выполненных работ, оказанных услуг, в том числе изменения по видам выполняемых работ, услуг в отчетном периоде; 
выполнение утвержденных основных финансовых и экономических показателей за отчетный период; 
наличие просроченных долговых обязательств, включая объем и состав дебиторской и кредиторской задолженностей, их динамику; 
динамика стоимости основных фондов, причины ее изменения, сведения о наличии неиспользуемых основных средствах; 
выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и обязательных аналогичных платежей); 
чистая прибыль; 
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, при этом провести анализ ее использования; 
часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет, своевременность ее перечисления.
Как экономическая категория прибыль отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности: уровень использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, технический уровень производства и конкурентоспособность производимой продукции, и в условиях рыночной экономики выполняет ряд функций:
отражает эффективность достижения конечных результатов деятельности предприятия, так как показывает, насколько доходы предприятия превышают затраты, связанные с его деятельностью;
является источником развития производства, обновления и расширения производственной базы, научно-технического и социального развития предприятия, материального стимулирования работников;
является источником формирования бюджетов разных уровней, поступая в них в виде налогов;
характеризует возможности предприятия по возврату заемных средств и во многом определяет инвестиционную привлекательность предприятия.
Для оценки эффективности (рентабельности) работы предприятия необходимо сопоставить в динамике получаемые результаты с затратами или используемыми ресурсами, а также рентабельность производства (отношение прибыли к стоимости основных средств).
 
Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете деятельности по владению, распоряжению и пользованию муниципальной собственностью по следующим вопросам:
наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с лицами, ответственными за хранение основных средств;
правильность отнесения ценностей к основным средствам, порядок ведения инвентарных карточек, актов приема-передачи, перемещения, ликвидации основных средств;
обеспечение правильного документального оформления поступления, перемещения, выбытия основных средств, а также контроль сохранности и правильности использования каждого объекта;
правильность начисления и износа основных средств.
 
Имущество предприятий и учреждений учитывается на балансе по источникам формирования, установленным уставом:
 
1) полученное на основании договора с органом по управлению муниципальным имуществом:
как взнос в уставный капитал;
на праве хозяйственного ведения;
на праве оперативного управления; 
2) приобретенное за счет прибыли, полученной в результате предпринимательской деятельности и остающейся в распоряжении предприятия:
3) приобретенное за счет заемных средств;
4) приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств, поступивших на безвозмездной основе на капитальные вложения предприятия, автономного учреждения;
5) приобретенное за счет бюджетных кредитов и заимствований, с обязательной их регистрацией в финансовом органе и представлением отчета об их использовании;
6) приобретенное за счет доходов от участия в уставных капиталах других организаций.
 В процессе проверки следует также установить:
созданы ли руководителями постоянно действующие комиссии по списанию материальных ценностей; 
обеспечено ли представление в орган по управлению муниципальным имуществом пакета документов, необходимого при выбытии материальных ценностей; 
обеспечено ли в установленном порядке внесение соответствующих изменений в паспорта имущественного комплекса предприятий. 
 
 
Приватизация муниципального имущества
 
Приватизация муниципального имущества направлена на решение задач:
обеспечения поэтапного сокращения числа малоэффективных муниципальных унитарных предприятий, повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов;
оптимизации структуры и повышения эффективности управления муниципальной собственностью;
привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и оздоровления экономики хозяйствующих субъектов;
пополнения доходной части бюджета муниципального образования.
 
Приватизация муниципального имущества может рассматриваться в отношении: 
 
1) имущественных комплексов муниципальных унитарных предприятий с учетом особенностей приватизации, изложенных в главе V Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества";
2) пакетов акций акционерных обществ, находящихся в собственности Сергиево-Посадского муниципального района;
3) нежилых зданий, строений, сооружений, встроенно-пристроенных нежилых помещений, в т.ч. находящихся в аренде и пользовании у юридических и физических лиц;
4) объектов незавершенного строительства;
5) движимое имущество, высвобождаемое из хозяйственного ведения муниципальных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений и невостребованное другими муниципальными организациями.
 
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
 
Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездного отчуждения имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством (Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. 28.06.2014) «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
 
В частности в статьях 18 и 20 этого закона определен порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и конкурсе. Необходимо обратить внимание, что согласно статьи 5 того же закона покупателями муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
 
При проверке законности и обоснованности произведенных продаж следует убедиться, в частности, в правильности организации и проведения конкурсов и аукционов по продаже имущества муниципального образования.
 
Согласно статье 8 закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 12.03.2014) проведение оценки объектов является обязательным для объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при их приватизации, продаже или ином отчуждении.
 
Необходимо проверить соблюдение порядка оценки стоимости имущества в сделках, связанных с отчуждением имущества муниципального образования. При необходимости может быть осуществлена экспертиза составленного оценщиком заключения и отчета, на предмет обоснованности произведенной оценки, которая должна учитывать все существенные факторы (условия), определяющие цену сделки.
 
В ходе проверки выполнения продавцом имущества функций контроля выполнения условий договоров купли-продажи следует обратить внимание на средства внутреннего контроля, применяемые для обеспечения исполнения условий заключенных договоров как в части оплаты покупателями выкупленного (приватизированного) имущества. 
 
Необходимо проверить:
 
законность и обоснованность произведенных продаж;
выполнение функций по контролю выполнения условий договоров купли-продажи; 
порядок учета средств от продажи имущества муниципального образования в условиях казначейского метода исполнения бюджета муниципального образования.
 
 
Проверка полноты и своевременности начисления и перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в доход бюджета
В процессе проверки необходимо проверить своевременность перечисления отчислений от прибыли в бюджет муниципального образования, которое осуществляется муниципальными унитарными предприятиями, установлены ли сроки перечисления отчислений от прибыли в бюджет муниципального образования.
 
Следует обратить внимание, что в случае корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности по итогам года, повлекшим изменения прибыли унитарных предпри-ятий за отчетный период, суммы недоплаты в бюджет либо излишне внесенные в бюджет суммы прибыли предприятий соответственно уменьшают либо увеличивают сумму прибыли, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования по итогам года. Расчет отчислений в бюджет от чистой прибыли производится нарастающим итогом с начала года. В случае уменьшения суммы платежей, причитающихся в бюджет за отчетный период против начисленной и внесенной в предыдущем периоде, образовавшаяся переплата подлежит возврату муниципальному предприятию. Возврат излишне внесенной суммы прибыли в бюджет осуществляется на основании письменного заключения органа по управлению муниципальным имуществом.
 
В ходе проверки необходимо проверить порядок определения части прибыли муниципальных унитарных предприятий, отчисляемой в бюджет муниципального образования.
 
При этом необходимо учитывать, что часть прибыли предприятия (прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей), подлежащей отчислению в бюджет, определяется предприятиями самостоятельно по итогам финансово-хозяйственной деятельности очередного отчетного периода: квартала, полугодия, девяти месяцев и года и согласовывается с муниципальным органом управления, к ведению которого отнесено соответствующее муниципальное предприятие, в установленные сроки.
 
 В ходе проведении проверки доверительного управляющего предлагается проанализировать:
 
соблюдение установленного порядка передачи имущества муниципального образования в доверительное управление; 
выполнение доверительным управляющим существенных условий заключенного с органом, осуществляющим властные полномочия собственника – муниципального образования, договора доверительного управления; 
порядок учета имущества муниципального образования, переданного в доверительное управление; 
формирование, учет и распределение доходов от использования имущества, переданного в доверительное управление. 
 

Все новости раздела

Разделы

РазделыОбращения граждан и организаций


РазделыИнформация о заключенных соглашениях о взаимодействии


РазделыСоглашения с поселениями о передаче полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю


РазделыИнформация о результатах контрольных мероприятий за 2015 год


РазделыИнформация о проведенных контрольных мероприятиях за 2017 год


Разделы

Внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджета


РазделыЗаключения по Администрации муниципального района


РазделыЗаключения по городскому поселению Сергиев Посад


РазделыЗаключения по сельскому поселению Лозовское


РазделыЗаключения по сельскому поселению Березняковское


РазделыЗаключения по городскому поселению Хотьково


РазделыЗаключения по сельскому поселению Реммаш


РазделыЗаключения по городскому поселению Скоропусковский


РазделыЗаключения по сельскому поселению Селковское


РазделыЗаключения по городскому поселению Пересвет


РазделыЗаключения по сельскому поселению Васильевское


РазделыЗаключения по сельскому поселению Шеметовское

© 2015 - 2022  КСП Сергиево-Посадского городского округа

Сделано в Радмедиа